Официальный сайт

Сайт создан по благословению
Преосвященнейшего Филарета, епископа Бежецкого

07.10.2015 [12:43]

Поговаривают старые люди, что передавалось, из уст в уста, одно древнее предание о том, дескать, что уворовала сорока-воровка с Небесного Престола нить с жемчугом, да пока несла до своего гнезда, нить та и оборвалась. Рассыпался тот жемчуг по нашей земле-матушке. Там, куда камешек попал, родничок мгновенно пробивался, напоя все вокруг освященной, Творцом, водой. Родничок тот и дал начало дивному озеру. Вокруг него, уже в свой черед, появились и первые поселения боголюбивых христиан. Так, из небытия, и появлялись древние поселения на Руси одним из которых и стало Перхово, - настоящая жемчужина Тверского края.

 

Вглубинке, исстари, самые лучшие и видные места, притягивающие взор путника и имеющие удобный обзор в случае нашествия иноплеменников, будь то берег реки или озера, а чаще, и просто возвышенность, отводились, как правило, соборным решением, для строительство на нем православных храмов, дабы в них Творца славить.

Что было изначала в Перхове мы, если честно, того не ведаем. Но в памяти потомков сохранилось молва о том, что еще в 16 веке, в один день и всем миром, была де выстроена обыденная деревянная часовенка. Поводом для такого строительства, как оказалось, послужила большая беда, выпавшая тогда на долю всех восточных земель – моровая язва, косившая без жалости и людей и скот.

Ее строительство, если верить той молве, спасло край от настоящего вымирания. И все бы хорошо, да не удалось спасти от гибели малое чадо – любимой дочки местного помещика. Вот тогда-то, умершего младенца, общим решением поселян, и похоронили, вопреки существующим обычаям, не на старом кладбище, а при новой часовенке, что поднялась на берегу озера с тем же названием и, в любое время года, завораживала всех своей статью и красотой.

Однако неумолимое время, а более то, что в середине 16 века Перхово все еще входило в Молдинский погост, сделали свое дело
– деревянная часовенка долгое время оставаясь, как бы, бесхозной, стала ветшать, хотя люди еще долго приходили и ней,
и к тому родничку, что она собой венчала. И ее, при желании, можно и сегодня найти, только вот не всякому взору она открывается.

В эти места, большей частью в летнее время, приезжали родовитые семьи, имеющие и средства и влияние при дворе. Среди них было не мало истинных богомольцев, да и просто воистину добрых и щедрых людей. Они-то и начался сбор средств вспомоществования для строительства в Перхове своей церкви.

И в 1803 году она, каменная и любо ладная, была освящена Церковным чином прибывшим для этой цели священнослужителями. Кроме центрального, Богоявленского предела, были выделены, богато украшены и щедро обставлены, приделы в честь святителя Николая и пророка Божия Илии.

Молва также гласит и то, что росписью церкви занимался не кто иной, как молодой и еще мало кому известный художник А.Г.Веницианов. Может и расписывал, а может и в учениках был у тех, кто сей храм расписывали. Того мы не утверждаем, но и отрицать не спешим.

Святой источник мучеников Флора и Лавра

Было в этих местах и совсем рядом еще одно чудо. И тоже связано со святым, как оказалось, источником. Однажды холоп сильно поранил коня, по сути, сдуру, распоров ему брюшину, а посему, испугавшись возможного барского гнева, оставил его в лесу умирать. Барину же сказал, что на них де напали волки и что он сам еле ноги унес, спасая свою молодую жизнь. Барин усомнился. Ладно бы еще зимой, когда хищник голоден, но чтобы волк лето на человека напал…

И дал команду верному человеку проверить все ли было так, как холоп тот сказывает. Через два коня того действительно нашли. Вот только тот сильный порез оказался заживленным и лишь свежий шрам напоминал о нем. Заинтересовало сей случай барина. Кто мол такой кудесник, что его коня спас и на ноги поставил?

Велел не трогать коня, а проследить, куда пойдет… Конь и вывел барских людей к неизвестному дотоле роднику. Обилие следов самых разных животных свидетельствовало о том, что место это было не простое. И действительно, как в сказке про конька-горбунка, для начала, извалялся наш конь в травяной росе, а затем, испив водицы из живого родника, вошел в озерную воду, подставляя бока живительным струям.

С той поры источник сей был назнаменован в честь святых мучеников Фрола и Лавра, ибо им приписывается молитвенная помощь домашним животным и скоту.

И со временем, со всех близлежащих волостей, к месту семи и, сооруженной на нем, часовенке, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, целыми табунами приводились лошади для получение ими исцелений и укрепления их сил
для ратного дела и тяжелого крестьянского труда на земле.

А как же кладбище спросите вы?

Оно, после похорон дочки помещика, негласно продолжало существовать, как родовое, помещичье захоронение Чуть позже на нем были захоронены и те, кто был участником Великой Отечественной войны 1812 года и умер уже от полученных ран в своих постелях и среди родных.

Так, со временем и образовалось настоящее кладбищенское захоронение, а сама Богоявленская церковь стала числиться кладбищенской.

Известно, что с 1864 года настоятелем сей церкви был священник Александр Иванович Преображенский.

А в 1888 году некто Михаил Александрович Новоселов, на небольшое наследство отца, покупает на берегу озера имение помещиков Дугиных, чтобы вместе с единомышленниками жить на сей земле и кормиться трудом своих рук. Именно к этому периоду относится появление первых последователей учения Льва Николаевича Толстого, первых земледельческих «толстовских» общин, одну из которых и возглавил его любимый ученик - Михаил Новоселов, увидевший в Толстом «нового апостола христианского учения».

В исповедальной книге православного прихода села Перхова за 1890 год, в разделе «Дворяне», перечислены фамилии шести человек, приехавших вместе с Новоселовым в Перхово. И против каждой фамилии стояла приписка священника – «На исповеди не был… Послетдователь Толстого», хотя консисторией местному попу в обязательном порядке предписывалось вернуть «дворян» в лоно православной церкви…

Здесь же рядом, и в это же самое время, в пределах десятка километров, собирает свой первый оркестр народных инструментов, приезжающий к матери на лето музыкант В.В. Андреев. В период между экспедициями, отдыхает полковник В.И. Роборовский – друг, а в последующим и заместитель путешественника Н.М. Пржевальского. Уже охотится молодой будущий писатель-натуралист Н.А. Зворыкин.

Не иначе, как промыслом Божиим, среди соседствующего дворянского сословия, невольно возникают встречи, происходит обмен мнениями и суждениями об апокалипсических предчувствиях видных деятелей Православной Церкви.

«Оскудело истинное духовное знание. – Пишет, например, тогда еще епископ Ставропольский, Игнатий Брянчанинов. – В народе очевидно отступление от веры православной. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления»…

К осени 1891 года прекращает свое существование и перховская община. Учение Толстого о необходимости жить на земле «трудом своих рук», понимаемое ими в буквальном смысле терпит поражение. После этого пути духовных поисков ученика и учителя расходятся. Одной из причин тому было то, что Толстой не признавал Божественной сущности Иисуса Христа и неоднократно очень жестко отзывался о Нем. Новоселов же считавший до того Толстого прежде всего, как последователя Христа, понял, что учитель заблуждается.

И тогда Михаил Новоселов, понимая, что значительная часть интеллигенции и дворянства разорвала свои связи с Православием, сознательно погружается в эпицентр духовных процессов, происходящих в России. Он знакомится с выдающимся русским философом-христианином Владимиром Соловьевым, сближается с преподобным отцом Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустыни. Ведет публичные диспуты с Мережковским, Розановым и Бердяевым.

Начинает издавать «Религиозно-философскую библиотеку», получившую признание нашего современника и ярчайшего проповедника Православия митрополита Антония (Сурожского).

После революции Новоселов стал одним из тех, кто открыто встал на защиту, гонимого властью, Православия. Ордер на обыск в его квартире в июне 1922 года подписал никто иной, как заместитель председателя ГПУ Генрих Ягода.

А потом, с 1922 по 1927 годы Михаил Александрович занимается проповедью Православия уже нелегально. В 1928 году он был арестован и осужден на 3 года. В Ярославском политизоляторе ему добавили еще 8 лет. 17 января 1938 года он был приговорен к расстрелу в Вологодской тюрьме. На архиерейском соборе 2000 года М.А. Новоселов был причислен к лику новомученников Российских.

А как же сложилась судьба Богоявленской Церкви после революции?

Служащий священник Иоанн Цветков был обвинен в невыполнении поставок сельхозпродукции и в начале тридцатых годов был осужден на три года. Вернувшись, пока позволяло состояние здоровья, продолжал трудиться в Богоявленской церкви…

Кстати сказать, он лично участвовал в захоронении на этом же кладбище матери будущего священномученика Димитрия Беневоленского.

Церковь закрыли лишь в 1940 году с целью приспособить ее под школу, но что-то тогда не заладилось. Да и слава Богу! Хотя здание стало пустовать, а значит и постепенно разрушаться.

Восстановление Богоявленской Церкви и строительство часовенки над святым источником Флора и Лавра началось в 2000 году
по инициативе благочестивых жителей города Удомля.

Благочинный настоятель Князь-Владимирского Собора игумен Аркадий (Губанов) сию инициативу поддержал.

Так в Перхове вновь возродилась приходская жизнь и началось соборное восстановление храма.

Богоявленская Церковь, омываемая водами озера Перхово, как ранее, так и впредь, будет привлекать к себе всех и каждого,
желающих обрести душевный покой и внимательное пастырское окормление.

Фотографии Александра Леонова и Петра Губанова.
При подготовке материала использована статья Д. Подушкова «Помолитесь обо мне» из краеведческого альманаха «Удомельская старина» (№ 21).